1

Авторынок 2015: делайте ставки, господа!

график

Вот и закончился такой трудный и для страны, и для бизнеса 2014 год. Для авторынка он оказался одним из самых тяжелых – падение составило более 50%, что сравнимо с глубиной обвала  2002 года. Всего в 2014 было продано чуть больше 97 тысяч легковых автомобилей, что, в сравнении с 2013 годом, меньше в  целых 2,2 раза – эти показатели называют худшими за последние 12 лет. Цифры впечатляют – и отнюдь не добавляют оптимизма ни производителям, ни дилерам, ни тем покупателям, которые так и не смогли стать покупателями в прошедшем году.

Что же ждать в 2015 году? Есть ли у авторынка шанс на выживание, или “полет” на дно – продолжится?

Из чего, из чего же сделаны… цены на автомобиль?

То, что цены на автомобили, которые приходят на наш авторынок, в связи с полным отсутствием автопроизводства отечественного, закладываются в долларах или евро, понятно каждому. Валютные качели, которые происходят в нашей стране, раскачивают не только экономику, но и наступают на горло потребительским интересам. Дилеры не успевают менять цены на ценниках, а будущие автовладельцы – не успевают на них реагировать. И в этой ситуации цены в гривнах, порой шокируют даже самих производителей. Не способствуют спросу и ситуация в стране: война, а также экономическая нестабильность, отсутствие в стране индексирования зарплат, неуверенность в завтрашнем дне – все эти факторы отпугивают потенциальных покупателей, которые резонно считают, что это время не для дорогих покупок. Еще одним фактором, отражающимся на конечной цене автомобиля, есть ограничения, введенные Нацбанком при покупке валюты.

Поскольку причин для разумного оптимизма не предвидится, большинство покупателей предпочитают выжидать. Вот только выжидать не получается у автопроизводителей, ведь помимо себестоимости автомобиля, им необходимо выплачивать и маркетинговые программы, и аренды дилерских салонов, и выплачивать зарплаты сотрудникам. А поскольку все это во избежание убытков должно быть заложено в цену автомобиля, то возникает резонный вопрос: стоит ли продавать там, где благодаря длительности самого процесса, затраты на продажу возрастают в разы?

Прогнозы – остаются прогнозами, ведь учесть все факторы не в силах ни один эксперт. Так выглядел прогноз авторынка в 2012-ом году.

Прогнозы – остаются прогнозами, ведь учесть все факторы не в силах ни один эксперт. Так выглядел прогноз авторынка в 2012-ом году.

Авторынок – жив?

Несмотря на всю сложность ситуации, автоимпортеры хотя и не питают иллюзий по поводу Украины, однако пока еще не готовы уходить с нашего рынка, сохраняя веру в то, что его можно реанимировать. Однако сложившиеся реалии заставляют многих покупателей пересмотреть свои желания, а дилеров – соответственно на них реагировать. Куда же сместятся интересы потребителя?

Поскольку позволить себе эксперименты смогут немногие, большинство отдаст предпочтение проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя моделям. Также автоимпортеры ожидают роста интереса к автомобилям с экономичным расходом топлива, что вполне объяснимо. Скорее всего, с украинского рынка уйдет тенденция покупки второго автомобиля в семью, а значит стоит ожидать спроса в сегменты автомобилей, максимально отвечающих потребностям всей семьи, а не кого-то отдельно взятого.

Новые модели автомобилей: быть или не быть на украинском рынке?

Ожидаемо, что наиболее критическая ситуация сложится в сегменте новых моделей. В ситуации, когда для автоимпортеров приоритетным является выживание и потребность сохранить свои дилерские салоны, продвижение новых моделей будет происходить в условиях сокращения бюджетов и маркетинговых программ. В этом случае на первое место выступит Интернет и продвижение в социальных сетях, как один из наиболее эффективных и недорогих каналов коммуникации с потребителями.

Главное правило  успешных продаж – грамотно и четко доносить информацию к потребителям – является неизменным во все времена.

Главное правило успешных продаж – грамотно и четко доносить информацию к потребителям – является неизменным во все времена.

В тоже время, хорошо известный автопроизводитель Audi не снижает своего уровня даже в такой ситуации, резонно полагая, что его покупатель – это ценитель стиля и комфорта, способный за это заплатить, коих все времена было не так уж и много. Так, в целях продвижения своих моделей, Audi порадовал своих клиентов зимними тест-драйвами в Карпатах, что, безусловно, не может не остаться в памяти как приятное и запоминающееся событие.

Производители автомобилей марки SEAT в 2015 году планируют переориентироваться на производство моделей с экономично более привлекательными дизельными двигателями, а также заинтересовать своих покупателей лояльными ценами и высоким качеством послепродажного сервиса.

Представители компании «Хонда Украина» заявляют, что в условиях непростого 2015 года политика их компании по продвижению новых моделей будет особенно грамотной и продуманной, направленной, в первую очередь, на свою целевую аудиторию.

На дне?

В том, что авторынок в 2015 году вряд ли найдет причины для стабилизации и роста – уверенны все эксперты. Открытым лишь остается вопрос, достигли ли мы окончательной точки падения или все же будем и дальше продолжать падение.

Так, по прогнозам генерального директора “УкравтоВАЗ” Игоря Вознюка, в наступившем году продажи новых автомобилей вряд ли поднимутся выше 70 тысяч штук. Еще более пессимистично настроен директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик: по его словам продажи будут колебаться в пределах 57-70 тысяч. Представительство «Хонда Украина» видит свои продажи не более 1000 автомобилей.

Однако есть и такие, кто смотрит в будущее с оптимизмом. Так, SEAT, который пребывает на украинском рынке не более 2 лет, несмотря на кризис, не только смог удвоить свои продажи, но и планирует добиться такого же результата и в 2015. Среди оптимистов можно увидеть и компанию Volkswagen, которая планирует укрепить свои позиции на рынке благодаря выходу новых моделей Volkswagen Passat Sedan/Variant и Touran.

Однако все автодилеры и оптимисты, и пессимисты понимают, что главным определяющим фактором есть курс гривны, от которого, собственно, и зависят их будущие продажи. А вот его прогнозировать не берется никто.

Статистика говорит сама за себя – и довольно красноречиво.

Статистика говорит сама за себя – и довольно красноречиво.

Чего же ждать простым автолюбителям? Станут ли новые автомобили более доступными, чем они были в ушедшем 2014 году? Хочется причислить себя к оптимистам, однако пока единственное, что приходит на ум, это слова из известной песни Потапа и Насти: «Эх, переживем любой мы кризис…» Очень хочется верить – переживем! И выстоим! И сможем покупать новые автомобили – те, которые нам будут по душе.

Так – «выпьем за большой и малый бизнес?»