1

Борьба за электричество.

imgВ наше время электрические автомобили начинают становиться трендом. Но мало кто понимает, что это заслуга не каких-либо корпораций, а горстки людей, стремящихся к экологическому будущему нашей планеты. Эта борьба сродни борьбе движения Open Source за открытый программный код в программировании. А возглавляет эту борьбу компания Tesla и ее руководитель Илон Маск. 

Если кто-то считает, что электромобиль это современное изобретение – он глубоко заблуждается. Электрические автомобили СТАРШЕ своих бензиновых братьев. Первые автомобили были именно электрическими. Электромобиль начала ХХ века во многом опережал автомобили с двигателем внутреннего сгорания. К примеру, первый рекорд скорости в 100 км/ч был поставлен на электромобиле в 1899 году. В том же году электромобиль фирмы Borland Electric преодолел расстояние в 167 километров – от Чикаго до Белуоке – на одном заряде, и, после перезарядки, на следующий день вернулся обратно. Для бензиновых автомобилей того времени это был недосягаемый результат! А в 1910 году, в Нью-Йорке работало уже около 70 тыс. электрических такси. 

Что же заставило уйти электрические машины в тень? Почему по основным техническим данным, за почти 1000 лет (с 1910х до 2010х), электромобиль не изменился?

img

Электромобиль Jamais Contente – первое наземное транспортное средство достигшее скорости 100 км\ч.

Многочисленные войны первой половины ХХ века требовали мобильности, и бензин в этом смысле был более удобен электричества. Но это был лишь один из факторов. Основной причиной упадка электроавтомобилестроения послужили нефтяные корпорации. Даже сейчас, по неофициальным данным, около 1,5 % своих доходов нефтедобывающие компании тратят на борьбу с электромобилями. Самый яркий тому пример – Калифорния. В начале ХХІ века в Калифорнии был принят закон о том, что 10% всех продаваемых автомобилей должны быть электрическими. Это привело к всплеску производства электромобилей (некоторые из них делались специально для Калифорнии). Но, как только закон был изменен, все электромобили были изъяты и уничтожены.

После этого, на выставках и показах, изредка появлялись электрические автомобили, но если дело и доходило до массового выпуска, то мелкими партиями. Какого либо особого влияния на общий рынок автомобилей они не имели. На них смотрели как на диковинки, причуды или чудачества.

img

Советский«Пони» — электромобиль ВАЗ-2802. К сомалению так и остался опытным образцом.

Основание компании Tesla Motors, поначалу тоже воспринимали как что-то из области тюнинга, для удовлетворения блажи богатых людей (Rodster, первый автомобиль Tesla, был очень недешевой машиной!). Но с выходом Model S и объявленными планами о выпуске электромобилей эконом класса – ситуация изменилась. Пресса стала очень внимательно присматриваться ко всем неудачам новых машин. Вспомним, хотя бы шумиху с возгоранием Model S. Хотя, если взглянуть на статистику сгоревших бензиновых автомобилей, то соотношение явно не в их пользу.

Несколько странно звучит и основной аргумент против электромобиля – его бесшумность. Да, для пешехода появление электромобиля может оказаться неожиданностью. Но ведь это легко устраняемо простой установкой источника звука. Зачем технический вопрос превращать в причину для остановки целого направления?

img

Еще один советский электромобиль УАЗ. Тоже остановился на уровне опытного образца.

Ответ прост – деньги. Причем большие деньги, приносимые производством нефтепродуктов при эксплуатации автомобиля. Широкое внедрение электромобиля приведет к исчезновению целых отраслей. Ведь в электромобиле намного меньше деталей, чем в его бензиновом или дизельном братьях. И доказательством этого служит то, что электромобили многие умельцы делают самостоятельно, в домашних условиях. При этом самой удобной для переделки оказалась Таврия. По нашим улицам бегают уже десятки электрических автомобилей. Существуют сообщества и клубы, в которых автолюбители делятся секретами создания и эксплуатации автомобилей на электротяге.

Представьте, сколько запчастей и жидкостей окажутся просто не нужными с массовым приходом электромобиля. Свечи, поршня, клапаны и еще порядка 400 деталей окажутся просто лишними. Но – самое главное! – не востребованными станут бензин и масло (по крайней мере, в современных объемах). И понимая это, корпорации ведут беспощадную борьбу, в основном на информационном фронте. Последняя новость: «первая жертва автомобиля Tesla» прошла по всем информационным строкам жирным шрифтом. А ниже, меньшим шрифтом, говорилось о том, что разбился человек, угнавший электромобиль – и не справившийся с управлением. Понятно, что ни один бензиновый автомобиль не вызвал бы такого ажиотажа.

img

Нью Йоркское электротакси начала ХХ века.

Илон Маск, создавая свою компанию, рассчитывал на серьёзную конкуренцию со стороны автоконцернов, а вместо этого остался, практически, единственным крупным игроком на рынке электромобилей. Удорожание бензина заставляет большие компании развивать электрическое направление, но нефтяное лобби внутри компаний усиленно сдерживает эти процессы. В результате большинство электромобилей, выпущенных в наше время, по своим характеристикам мало чем отличаются от своих предков столетней давности. Для ускорения развития электрического транспорта, компания Tesla открыла все свои патенты. Смогут ли остальные игроки автомобильного бизнеса этим воспользоваться – покажет будущее.

Мы с вами становимся свидетелями грандиозной битвы технологий, эпох, мышления. Практически, это битва денег и экологии, и кто победит в этой битве – зависит и от нас с вами. Свой первый вклад в эту борьбу в виде электрических «запорожцев» наши автолюбители уже внесли. Приглядитесь внимательно к своим соседям по трассе – возможно, будущее движется рядом – на соседней полосе!