1

Цены на топливо: кто виноват и что делать?

benzin dorogoyИз чего состоит современная цена на бензин? Наверное, далеко не каждый водитель задается этим вопросом, но каждый, глядя на табло заправки, независимо от воспитания – вспоминает нецензурную лексику. И банальное объяснение, что доллар взлетает в заоблачную высь, а топливо у нас импортное (ведь сейчас на Украине работает только один нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге) – никому из водителей не легче. Да и, как показывает опыт, если курс доллара, хоть незначительно, но опускается, то цены на топливо, прежде чем устремиться за долларом, предпочитают хорошо подумать – а стоит ли…

Но во всем ли виноват доллар? Изменилось ли что-то в составляющих цены на топливо за последнее время? Кому-то очень выгодно, чтобы мы не задавали себе таких вопросов, а искали виноватых на поверхности – в войне, развале экономики и цене на доллар…

За что платим?

Для того, чтобы понять, за что же мы платим на заправке, приведем сравнительную таблицу цена на популярное топливо бензин А-95 на февраль 2014 и 2015 года. Данные приведены по исследованиям Ассоциации «Операторов нефтерынка Украины».

цена 02

Как видно из таблицы, себестоимость бензина – это 50 % себестоимости, и она практически не изменилась, тогда как акциз в 2014 году составлял 15, 08 %, а в 2015 году – уже 19,47 % розничной цены. Та же ситуация и с НДС – с 13,82 % он вырос до 14,49%. Чем продиктован такой рост? Заботой о выживании экономики? Или – о выживании государства? Или чьих-то отдельно взятых карманов? Или может заботой о пенсиях, которые не с чего платить? На самом деле и акциз, и НДС в нашей стране зависят не от национальной валюты, а все от того же доллара, т.е. – от экономики чужой страны. Печально, но факт.

А новый 5% налог на подакцизный товар, где нашлось место и топливу – забота о наполнении бюджета? Или забота о ценах на продукты, неминуемой составляющей которых есть транспортные расходы?

16

Сравнительная характеристика формирования розничной цены на бензин А-95 – в Украине и США.

Выгодна ли данная ситуация ведущим операторам рынка нефтепродуктов?

Цена, которая многих водителей заставляет пересесть на общественный транспорт, привела к тому, что продажи на АЗС упали за прошлый год на 20%, а последние месяцы «съели» практически четверть оборота (25%). В этих условиях, чтобы выжить, операторы рынка нефтепродуктов вынуждены максимально уменьшать свою маржу.

Есть и другая малоприятная сторона вынужденной экономии. Поскольку государство устранилось от контроля за качеством топлива, фальсификат, как способ «экономии», расцвел на рынке буйным цветом.

Есть ли выход?

Что может повлиять на цены на топливо – в сторону стабилизации цены и даже ее уменьшения? Можно ли назвать конкретные рыночные механизмы? Понятно, что главное, что может повлиять на цену топлива это развитие собственной экономики, именно – отечественной нефтепереработки, что поможет нам перестать зависит от импорта и курса доллара. Так, на сегодняшний день в Украине есть 6 нефтеперерабатывающих заводов и один газоперерабатывающий, техническое оснащение которых оставляет желать лучшего. А значит – топливо производиться весьма низкого качества и с большими потерями, что делает производство малорентабельным.

f1a497df85ac

Пока что цены на бензин у нас падают только так.

Чтобы простимулировать их модернизацию, на уровне системного подхода государство могло бы пойти на такой шаг, как отмена НДС на нефть, которая ввозится в страну в целях переработки, установить льготы на пошлины для ввоза нового оборудования. А для стимуляции развития украинского производителя – ввести пошлины на импорт топлива. В этом случае отечественное топливо смогло бы честно конкурировать с импортным – и ценой, и качеством. И выбор потребителя был бы очевиден… Однако до такого системного подхода и перспективного видения у нашего правительства пока не доходят – то ли руки, то ли ум… Или же эта ситуация просто кому-то очень выгодна.

Что делать?

Что можно сделать в этой ситуации – без особых вложений денег и сил в украинскою экономику? Можно ли что-то предпринять?

Ассоциация «Операторов нефтерынка Украины» в лице своего президента Леонида Косянчука выступила с предложением к правительству платить НДС и акциз по фиксированному курсу к доллару (например тому, что заложен в бюджете – 21,7 гривен). Кроме того, для того чтобы стабилизировать цену на топливо, необходимо ввести правильное администрирование начисление акциза и НДС, которые являются одними из главных составляющих цены.

1_20968

Печально, но факт.

Стабилизация составляющих цен на топливо поможет вывести рынок топлива из хаоса, а также – станет шагом навстречу стабилизации и всех остальных цен на товары и услуги. Кажется, это так просто и банально, что не о чем и говорить – понятно всем.

Вот только – понятно ли это нашему правительству? Вопрос риторический…