4

Окончание спора об утилизационном сборе

auto-imgНаконец-то – свершилось! 27 марта Рада все-таки отменила утилизационный сбор, а вместе с ним и акциз на переоборудованные в стране не подакцизные автомобили в подакцизные. Правда, приняли в первом чтении, но есть надежда, что в День Смеха примут окончательно.

Напомним, что с 1 сентября 2013 года в Украине вступил в силу закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств». Согласно этому закону покупатели автомобилей обязывались уплатить утилизационный сбор в размере 5500 гривен и более.

 

 

Что же на самом деле представлял собой утилизационный сбор?

Намерения изначально были благими — поддержать собственный автопром 🙂

На практике же упали продажи всех автомобилей, как импортных, так и собственного производства. Причиной тому, как считают эксперты, стали завышенные ставки сбора и изначально коррупционная схема реализации проекта. В Европе и в России сбор равен приблизительно 100 евро, тогда как у нас минимальной суммой было 550 евро.

 

Что ожидало нас?

В январе журналисты посетили около десятка из ста адресов, где, теоретически, должны принимать автомобили в утиль. Все утилизационные центры оказались существующими лишь на бумаге. Однако сначала года бюджет получил в качестве утилизационного сбора около 80 миллионов гривен (планировали около 1,5 миллиардов до мая 2014), тогда как уплатить фирмам-утилизаторам планировалось около 490 миллионов гривен. Куда ушли бы бюджетные миллионы – вопрос риторический?

img

Под вопросом осталась и психологическая часть реализации этого закона. После его принятия у многих автовладельцев и юристов возник один вопрос: «С какой планеты прибыли разработчики данного документа?». С экономической точки зрения отдавать свою машину в утиль и еще платить за это деньги – нонсенс. Ведь старый автомобиль можно продать, сдать на запчасти или, в крайнем случае, на металлолом, получив при этом деньги.

img

Отсутствие экологического сбора сделает иномарки доступней.

 

Подешевеют ли ввозимые автомобили после отмены экологического налога?

Однозначно. По мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации авто-импортеров и дилеров Олега Назаренко: «утилизационный сбор — это позитивный шаг. Но экономия здесь перекрывается новым акцизом, так что ощутят его лишь покупатели авто с небольшим объемом двигателя. В теории, например, должны выиграть владельцы машин объемом 1,6 л. Для таких авто акцизный сбор повышается на $200, а отмена утилизационного сбора (которая, как мы надеемся, состоится после принятия законопроекта во втором чтении) экономит $500. В итоге общая стоимость авто должна сократиться на $300, хотя многое, конечно же, будет зависеть от политики поставщиков».

 

Возьмём пример VW POLO 1.2. Цена в Германии пяти-семилетнего авто около 5000 евро. Считаем растаможку→

Услуга Стоимость до 1 апреля Стоимость после 14 апреля Разница
Пошлина (10%) 500 500  —
Спецпошлина (6.46%) 323 162  161
Утил.сбор (5500грн х 2,68) 970 0  970
Акциз (1,63€ за куб.см.) 1956 1956  —
НДС (20%) 1750 1524  226
Итого только растаможка 5498 4142 1356

 

Как отразится этот закон на отечественном автопроме?

По утверждениям экономистов — очень негативно. Во-первых,в цену выпущенных в конце прошлого и начале нынешнего года автомобилей уже заложена стоимость создания собственных утилизационных центров. Во-вторых, увеличится экспорт российских автомобилей, которые будут в заведомо выигрышном положении. Хотя в данном вопросе мнения разделились.

Например, Олег Омельницкий, директор информационно-аналитической группы «AUTO-Consulting» считает, что российский автопром на украинском рынке ограничивает не столько утилизационный сбор, сколько спец пошлины и «говорить о том, что сюда хлынут автомобили из России — это достаточно амбициозно». Да и за счет роста курса валют отечественные автомобили могут удержать позиции на рынке.

 

Кто в первую очередь выиграет от принятия этого закона?

В первую очередь выиграют водители — как при покупке новых, так и б/у автомобилей. Ведь утилизационный сбор с б/у автомобиля, пригнанного из Европы, составлял почти 15% суммы растаможки.

Для примера, автомобиль стоимостью 10000 евро с объёмом 1,6 л — при растаможивании обойдется на 1000 евро дешевле

Кроме того, от принятия этого закона выиграют предприниматели, специализирующиеся на переоборудовании автомобилей из грузовых в пассажирские. Ведь экологический сбор — далеко не самый крупный платеж, собираемый государством, при оформлении старых автомобилей. Самый крупный платеж – акциз (1,63 евро с каждого кубического сантиметра).

 

Как отразится принятие этого закона на экономике в целом?

В целом, положительно. Многие автовладельцы воздерживались от покупок, в ожидании отмены утилизационного сбора. Привлечение денег в одну сферу экономики потянет за собой оживление других, связанных с ней направлений. Да и государство выиграет от увеличения количества сделок больше, чем потеряло от отмены налога.

В апреле нас ожидает еще один приятный сюрприз: понижение спец пошлин, введённых 14 апреля 2013 года. С 14 апреля их снижают в два раза и обещают в течении двух лет снизить до нулевой ставки

В нынешней экономической и политической ситуации в стране нам никто не обещает, что все будет легко и быстро. Однако, радует уже то, что правительство принимает решения, исходя из экономической целесообразности и с оглядкой на своих граждан. Многие из решений нынешней власти довольно жесткие и спорные, но, в отличие от предыдущих, они вполне логично объяснимы. И, есть надежда, что «слуги народа», наконец будут работать во благо этого народа.