1

Правила безопасной езды в дождливую погоду

дождь на дорогеУ природы нет плохой погоды… Как часто в жаркую сухую погоду мы мечтаем насладиться свежестью дождя, мечтаем услышать, как барабанят капли о стекло и крышу автомобиля. Что нужно знать водителю, чтобы, наслаждаясь быстрой ездой, избежать возможных неприятностей на дороге в период смены сезонов года? Какие сюрпризы таит в себе езда в дождь и как уберечься от них? Попробуем разобраться.

 


Видимость в дождливую погоду

Одним из главных факторов безопасности при поездках в дождь следует отметить такой, как хорошая видимость. В дождь, а особенно с наступлением темноты, всем водителям нужно обязательно помнить, что освещения задних габаритов не всегда хватает для того, чтобы автомобиль можно было увидеть далее, чем в нескольких метрах. Поэтому, для обеспечения безопасности на дождливой дороге лучше включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари. Их свет гораздо ярче и имеет другой спектр, поэтому видимость обозначенного таким образом автомобиля гораздо лучше.

фары и дождь
Важную роль в хорошем обзоре для водителя играют «дворники» лобового стекла. По мере износа их резиновых элементов, дворники начинают оставлять на стекле неочищенные полосы. Такие проблемы в очистке стекла особенно опасны ночью, поскольку, преломляя свет встречных фар, серьезно мешают обзору. Следует помнить также об уровне жидкости в бачке омывателя.

дворники
Еще одна «неприятость» во время дождя – интенсивное запотевание стекол. В машинах с кондиционером (климат-контролем) она решается просто: во время работы кондиционера в салон автомобиля поступает просушенный воздух. А вот для борьбы с запотеванием стекол в других случаях есть два пути – либо выровнять наружную и внутреннюю (в салоне) температуры – приоткрыв окна или включив интенсивную подачу холодного воздуха системой вентиляции, либо, наоборот, подавая на стекло поток горячего воздуха. Чтобы сделать прозрачным заднее стекло, можно включить его обогрев.

Скоростной режим

Правило, которое нельзя игнорировать, – это соблюдение безопасного скоростного режима и дистанции в условиях плохой погоды и ограниченной видимости. Всем известно, что возможность отреагировать на непредвиденные ситуации на дороге гораздо выше при движении на небольшой скорости.

скорость и дождь
Наиболее опасным считается только-только начавшийся небольшой дождь. Такой дождь образует на проезжей части определенную смазку, которая значительно понижает сцепление шин с поверхностью дорожного покрытия. По этой причине водителям в подобных случаях рекомендуется понижать скорость, при этом стараться делать это как можно плавней. Также опытные водители советуют при езде в очень сильный ливень, когда из поля зрения исчезает транспорт, едущий впереди, вообще прекратить движение. Они рекомендуют съехать на обочину и остановиться, обязательно включив при этом аварийную световую сигнализацию — чтобы остальные водители смогли заблаговременно увидеть стоящий транспорт.

Гидропланирование

Всем известно, что во время дождя на дороге образуется пленка воды. В зависимости от интенсивности осадков, шероховатости поверхности дороги, уклона, толщина такой пленки может достигать нескольких миллиметров. Когда колесо катится, пленка выжимается из-под него выступами протектора в дренирующие канавки и прорези, а частично и за пределы зоны контакта шины с дорогой. При движении по мокрой дороге в какой-то части пятна контакта покрышка всегда бывает оторвана от дороги водяной пленкой (клином). Чем толще слой воды, тем больше времени требуется для его вытеснения выступами протектора и тем обширнее площадь пятна контакта, оторванная от дороги, а значит, и ниже коэффициент сцепления. Шины теряют сцепление с дорогой, автомобиль в этот момент становится неуправляемым. Такое явление принято называть гидропланированием.

гидропланирование 1

Гидропланирование (Аквапланирование)— это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности.

Советы специалистов для прекращения гидропланирования:

гидропланирование
– Не пользуйтесь круиз контролем при сильном дожде. Компьютер может распознать гидропланирование как уменьшение скорости и добавить мощности и это приведет к проблемам.
– При гидропланировании не поддавайтесь первому желанию резко затормозить. Резкое торможение может вызвать занос и дальнейшую потерю управления. Лучше отпустить педаль газа: повышенное сопротивление движению, создаваемое слоем воды, и торможение двигателем приведут к быстрому снижению скорости.
– Для предупреждения гидропланирования нельзя въезжать в лужи на высокой скорости и стараться преодолевать водные препятствия по прямой.
– Электронная система стабилизации ESC и АБС не заменяют аккуратное вождение и поддержание шин в хорошем состоянии. ESC является модернизированной системой торможения, она поможет снизить скорость и восстановить управление, когда колеса находятся в контакте с землей, но ни одна система не смоет предотвратить гидропланирование.

И еще:

Рекомендуется снижать скорость перед лужами не только потому, что грязные брызги, попав на ветровое стекло, ухудшат видимость или окажутся на элементах системы зажигания, но и потому, что под водой могут быть ямы.

Кроме этого, при движении автомобиля по лужам вода может попасть на тормозные колодки, что существенно снизит эффективность действия тормозной системы. Для просушивания их необходимо при движении на небольшом отрезке пути несколько раз нажать на тормозную педаль, в результате нагрева тормозных колодок вода испарится и эффективность тормозной системы восстановится.

По материалам http://en.wikipedia.org/wiki/Hydroplaning_(tires)