2

Система контроля температуры и давления в шинах

tpms_comicsВряд ли кто-то будет спорить, что шины играют важную роль в вопросах безопасности и экономичности автомобиля. Но, как показывает статистика, только 15 процентов водителей регулярно следят за давлением в шинах. А зря.

Помочь водителям контролировать колеса призваны  TPMS (Система контроля температуры и давления в шинах). Зачем они нужны, и так ли важно следить за правильным давлением в колесах? Судите сами. Теоретически, о том, что нужно следить за шинами знает большинство водителей. Но, почему то 85 из 100  делает это от случая к случаю.

Ведь, если взглянуть на статистику ДТП, то есть над чем задуматься. Каждый год по причине неправильного давления в шинах гибнет около 700 людей и еще 30 000 получают травмы. И это только официальная статистика доказанных случаев в Европе и Америке.

 

По данным производителей шин не соблюдение рекомендованного давления в колесах приводит к:

  1. Сокращению срока службы шин;
  2. Повышению расхода топлива;
  3. Риску взрыва шины при движении;
  4. Снижению уровня управляемости машины;
  5. Неравномерному торможению;
  6. Увеличению до критических показателей значений давления и температуры

 

Небольшую разницу в давлении шин заметить «на глаз» практически невозможно. По данным ученых, критическая разница для передних ведущих колес составляет 0,3 – 0,4 бар, а для задних 0,5 – 0,7 бар. Критическая – это та разница, при которой ваша уверенность в управляемости автомобиля превращается в миф, и вы абсолютно не можете предсказать поведение машины при старте, торможении или при вхождении в поворот.

y_1652cd88

Результат взрыва колеса

Кроме этого, нерегулярный контроль над давлением в шинах может привести к их взрыву прямо во время движения. Простой пример. Обычно мы «переобуваем» своих железных коней весной, как только сходит снег. Температура при этом составляет +2-5 градусов. Летом же она может достигать и +40 в тени. Если при -2 градусах давление было около 2 атмосфер то уже при +35 градусах, в зависимости от качества шин, оно может достигать 3-4 атмосферы.

Есть еще и экономический фактор. Неправильное давление в шинах повышает расход топлива до 10-14%. Ученые утверждают, что перерасход топлива в среднем достигает 1,2 литра на 100 километров. То есть, при пробеге в год около 15 000 км  мы выбрасываем  «на ветер» около 180 литров бензина. Несвоевременный контроль давления в шинах приводит к снижению срока их службы на 25-30%. При нынешних ценах – потери собственного кошелька подсчитать несложно.

1002_1_enl

Вариант с внешними датчиками

Контроль температуры в колесах не менее важен, чем контроль давления. Отличия в температуре одного из колес может указывать на неисправность в тормозной системе, подвеске или о необходимости провести развал-схождение. То есть, имея контроль над температурой, мы получаем службу первичной диагностики ходовой системы.

 

Что же представляет собой TPMS?

Это набор из 4 автономных датчиков (2 для скутеров и мотоциклов) температуры и давления, устанавливаемые на колеса, и информационного блока с дисплеем или брелка, на которые поступает информация.

 

Как работает система TPMS?

Датчики устанавливаются на все колеса. Существует два типа датчиков. Для тех, кому приходится часто менять колеса, существуют внешние датчики, устанавливаемые на ниппель. Они более удобны в установке, но имеют повышенный риск быть поврежденными или сворованными. Второй тип устанавливается на диск вместо мундштука при бортировании колеса. Они более точны, но для их замены придется разбирать колесо.

91111cu-960

Спущенную шину RunFlat “на глаз” определить сложно

При включении зажигания, центральный блок считывает показания, и в дальнейшем отслеживает изменения в каждом колесе – каждые 30 секунд. Если показания отличаются от заводских или заданных вами, то вы получите цветовой и/или звуковой сигнал. В остальное время вы будите видеть на дисплее текущие давление и температуру в шинах.

Владельцам шин  RunFlat использование систем TPMS обязательно, в силу проблематичности визуального определения наличия давления в колесах

Насколько важно для безопасности следить за давлением шин – в США оценили даже на государственном уровне. С 2003 года  все автомобили, продаваемые в США, обязаны иметь TPMS или аналогичную систему законодательно. Ряд европейских стран принять аналогичные законы планируют в этом году. Устанавливаемые производителями системы, как правило, менее информативны и показывают лишь наличие проблемы в конкретном колесе, да и за температурой, обычно, не следят. Системы сторонних разработчиков в этом плане гораздо информативней и имеют меньшие габариты.

Стоимость TPMS стартует от 100-150 долларов. Но стоит ли экономить на безопасности и будет ли экономия? Решать вам.