1

Нужно ли менять систему получения прав в Украине?

prava_ukr копия1Сколько стоят права в Украине? На этот вопрос можно услышать разные ответы – многое зависит от конкретного времени и места проживания будущего «автолюбителя», а также наличия ли отсутствия у него «связей»… Однако, вряд ли подобный вопрос вызовет у кого-то удивление. Действительно, у нас продается все: хлеб в магазине, права водителя, протоколы ГАИ… Отсюда, средняя цена человеческой жизни – примерно 500 дол. Именно столько, сколько нужно заплатить обычному человеку, который готов заполучить заветную корочку. О том, что он умеет делать с автомобилем, да и умеет ли вообще, посещал ли автошколу – об этом его никто не спросит. Однако цифры говорят сами за себя: количество ДТП у нас в 2-3 выше, чем в Европе, притом, что автомобилей на душу населения – ровно в столько же раз меньше.

С какими трудностями сталкивается обычный человек, который искренне желает заработать свои права честным путем? Его путь пролегает через автошколу. Таких предложений на рынке множество, и сделать правильный выбор здесь неимоверно трудно. С виду все автошколы одинаковые: в каждой из них теории обучают не менее 100 часов, и 40 – практическому вождению. На деле же многое решает цена, близость к дому или работе, отзывы знакомых… Да и здесь опять же, как кому повезет: человеческий фактор никто не отменял. Многое зависит от личности и опыта инструктора, с которым придется работать. В общем, те, кто получают права, даже очень стараясь быть честными в данном вопросе – сильно отличаются друг от друга! И в умениях, и в опыте, и в навыках…

ghlohyphhnhj

В первый самостоятельный выезд многие выглядят именно так.

Чтобы справиться с этой печальной картиной, ГАИ выступило с предложением изменить подход к системе обучения в автошколах, основываясь на опыте зарубежных коллег.

А как у них? Сравним…

В странах ЕС Наша реальность
Подготовка инструктора – ключевого лица автошколы. Чтобы получить лицензию на занятие такой деятельностью, инструктор тратит 280 часов на  изучение ПДД, 70 – на изучение дорожной законодательной базы, 90 – изучению устройства  авто, 15 – теории управления автомобилем и еще 235 – педагогике. Дальше – 60 часов вождения, и 2 экзамена: по управлению авто и знанию теории. У нас нет ни мест обучения, ни единых требований к подготовке инспекторов. На практике, инструктором автошколы может оказаться кто угодно: водитель с многолетним стажем, друг хозяина автошколы, оставшийся временно без работы, чье-то протеже… Печально, но факт.
Экзамены. Экзамен принимает инспектор, получивший лицензию, стоимость которой – 4-8 тысяч евро. В этой ситуации взятка в несколько сотен теряет для инспектора свою привлекательность – есть большой риск потерять намного больше. Экзамен по теории – 50-60 вопросов, подход к ошибкам дифференцированный: за мелкие просто снижают баллы, и лишь за большие – отправляют на пересдачу. Принимает сотрудник ГАИ, теоретический блок – состоит из 20 вопросов, практика – сдача вождения инспектору ГАИ. 3 ошибки оправят на пересдачу. На деле – всегда можно договориться: и «с компьютером», и с инспектором.
Контроль за результатами обучения. Если автошкола выпускает много слабо подготовленных выпускников – ее могут лишить лицензии. Никакого.
Подход к обучении.  Учитывает возрастные особенности восприятия информации: набираются группы детей (14-18 лет), студентов и тех, кому за 45. Начало обучения – по мере набора группы. Общий подход ко всем.

2[i[jk'ilo2

Нардная примета- опытного гаишника всегда можно узнать по габаритам.

Насколько реально пересадить опыт зарубежья на нашу почву? Ведь это все требует немалых материальных и временных затрат, а также введения законодательной базы и законодательного контроля на уровне страны. Готовы ли мы к этому? ГАИ утверждает, что уже 2015 году мы можем ждать принятия новых законов, регламентирующих деятельность автошкол. Возможно, о правах договориться станет сложнее. Возможно – дороже. А может быть – невозможно? И их придется зарабатывать трудом и знаниями.

И, даст Бог, это спасет жизнь многим… Иного пути нет.