1

Водородные автомобили вчера, сегодня, завтра.

imgВ борьбе за экологию человечество все больше рассматривает альтернативные источники энергии. В развитых странах именно автомобили являются одним из основных источников загазованности городов. Как следствие, в конце 2013 года сразу несколько больших автоконцернов анонсировали выход своих водородных моделей – Honda RCEV, Toyota RCV и Hyundai ix35 FC.

Что же представляет собой автомобиль на водородных ячейках?

По своей сути это электромобили, использующие вместо аккумуляторов большой емкости топливные ячейки, в которых водород и кислород превращаются в воду и электричество. Сам процесс получения электрического тока из водорода был открыт шотландским химиком Вильямом Гровом еще в далеком 1839 году, но использовать его в автомобилях не получалось до сегодняшнего дня.

img

Electrovan от  General Motors. 1966 год.

Причина – слишком громоздкими получались топливные ячейки. Одним из первых автомобилей на водородных ячейках был Electrovan Fuel Cell, выпущенный компанией General Motors еще в 1966 году. Он представлял собой минивен, все полезное пространство которого занимали топливные ячейки и баки с водородом и кислородом. Естественно, что такая конструкция не нашла своего покупателя.

img

Toyota RCV. Серийный выпуск планируется с 2015 года.

За тридцать лет практически ничего не изменилось, и выпущенные в 1994 и 1996 годах прототипы водородных автомобилей от компаний Daimler и Nissan мало чем отличались по конструкции от Electrovan от GM. Лишь в 1997 году компания Daimler смогла уместится в салон Mazda A-класса. Но и в этом случае место оставалось только для водителя.

img

Hyundai ix35 FC. Продажи стартовали весной 2014 года.

Проблема исчерпания недр полезных ископаемых, а также технический прогресс привели к тому, что в 2014 году появился в продаже первый автомобиль на водородных ячейках с приемлемой мощностью и местами для пассажиров. Правда, багажник и место под капотом все равно заняты оборудованием и баллонами с газом. Но при этом запас хода на одной заправке, мощность силовой установки и комфорт салона уже приемлемы для большинства водителей.

Honda FCEV Concept

Honda RCEV. Наиболее ожидаемый водородомобиль 2015 года.

На сегодняшний день уже существует концепт-кар, в которых все оборудование помещено под днище автомобиля. Но их стоимость пока слишком высока.

О том, что автомобили будущего будут работать на электротяге, ни у кого сомнений не вызывает. Вопрос остается лишь в источнике электричества. Но у обеих концепций на сегодня существуют одинаковые проблемы – неразвитая инфраструктура. Даже с учетом того, что организовать зарядку электромобилей при обычных заправках не очень проблематично – и в Европе и в Америке они пока большая редкость. А заправок с возможностью заправится водородом всего лишь 208 штук по всему миру.

 img

F125. Концепт водородного спорткара от Mercedes-Benz.

В борьбе за экологичность самих автомобилей, упускается момент экологичности производства энергии для них. Так, производство литиевых аккумуляторов для электромобилей нельзя назвать экологически чистым. Да и производство водорода на сегодняшний день в плане чистоты оставляет желать лучшего. Получается, что с выпуском экологически чистых автомобилей процесс загрязнения окружающей среды сдвигается на более высокую планку.

Какая из технологий в будущем сможет завоевать наши сердца и дороги покажет будущее, а пока ученым еще есть над чем поработать, чтобы автомобили будущего стали действительно экологически чистыми во всех смыслах этого слова.