Свечи зажигания являются ключевым ингредиентом бензиновых двигателей, когда речь заходит о блюде из солидной мощности. Точнее, они проводят электричество от системы зажигания двигателя, используя его для создания маленькой молнии, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь, распыленную в каждом цилиндре между тактом сжатия и тактом выпуска.
За исключением дизельных двигателей, в которых для воспламенения топливно-воздушной смеси используется сжатие, свечи зажигания также используются в двигателях, работающих на альтернативных видах топлива, таких как этанол или другие смеси.
Мы описываем срабатывание свечи зажигания как миниатюрный разряд молнии, потому что лучшего способа сравнить это явление просто не существует. А поскольку молнии, независимо от размера, разрушительны по своей природе, то те, что происходят внутри вашего двигателя, со временем наносят вред свечам зажигания.
В этой статье мы попытаемся ответить на часто задаваемый вопрос: «Как часто мне нужно заменять свечи зажигания?». Если взглянуть на десять самых продаваемых автомобилей последних лет, то можно увидеть целый ряд рекомендаций по интервалам замены свечей зажигания в зависимости от типа свечей, которые выбрали инженеры. Сюда входят интервалы в 30, 60, 100 и даже 120 тысяч миль.
Однако для начала важно понять, как работают свечи зажигания — и как они изнашиваются.
Основные принципы работы свечей зажигания
Все свечи зажигания имеют внешнюю оболочку, которая покрывает внутренний центральный стержень из металла. Этот стержень известен как центральный электрод (или просто «электрод»). Другая металлическая деталь, известная как «электрод заземления», выступает из нижней части резьбы, огибает ее и заканчивается непосредственно под центральным электродом. Расстояние между этими двумя точками называется зазором, и электричество проходит между ними, когда свеча зажигания сгорает.
По металлу, которым покрыт кончик заземляющего электрода, различают и определяют типы свечей зажигания: медные, никелевые, платиновые, двойные платиновые, иридиевые и серебряные. Более подробно об этих разновидностях можно прочитать в нашей статье «Различные типы свечей зажигания».
Центральный электрод получает питание через катушку зажигания. Многие современные автомобили оснащены одной катушкой на цилиндр; в более старой, традиционной модели использовалась одна катушка, подключенная к распределителю зажигания, который подавал питание на свечи зажигания через набор свечных проводов.
Как изнашиваются свечи зажигания
Независимо от того, какой металл используется для покрытия наконечника свечи зажигания, со временем он постепенно изнашивается при работе двигателя. По мере износа покрытия увеличивается зазор между центральным электродом и заземленным электродом, что снижает мощность искры.
Металлическое покрытие на наконечнике свечи зажигания (расположенном на заземляющем электроде) естественным образом расходуется со временем в процессе эксплуатации. По мере износа покрытия зазор между центральным электродом и заземляющим электродом увеличивается, что снижает мощность искры.
Важно понимать, что прогнозируемый срок службы свечей зажигания основан на предположении, что двигатель, в котором они используются, в течение всего этого времени находится в идеальном состоянии и работает в идеальных условиях. На самом деле неправильное сгорание может происходить из-за избытка этанола на заправках, неправильной смеси воздуха и топлива, холодной погоды, слишком низкого октанового числа топлива или других проблем. Все это негативно сказывается на сроке службы свечей зажигания. Короткие поездки при низкой температуре двигателя могут привести к поломке свечей зажигания из-за налипания углерода на наконечник. Если в результате износа двигателя в камеру сгорания попадает масло, свечи зажигания могут испортиться из-за этого непреднамеренного попадания масла.
Если вы давно не меняли свечи зажигания, вероятно, они изношены сильнее, чем вы думаете. Даже если вы не достигли полного интервала пробега между рекомендуемыми заменами свечей, обратите внимание на то, как работает ваш автомобиль. Ищите общие признаки того, что срок службы свечей зажигания подходит к концу. Изношенные свечи зажигания приводят к неровной работе двигателя на холостом ходу, осечкам, затрудненному запуску двигателя, снижению мощности и повышенному расходу топлива. В большинстве современных двигателей предупреждающая лампа «Проверьте двигатель» даже загорается, если осечки появляются после трех или четырех последовательных запусков.
Если вы заметили один из этих признаков, рекомендуем вытащить одну из свечей зажигания для проверки.
Если ваш двигатель оснащен проводами свечей зажигания, а не отдельными катушками зажигания, обратите внимание на их состояние, когда будете снимать их для доступа к свечам зажигания. Провода, отслужившие свой срок, могут хрустеть в руках или полностью распадаться, когда вы тянете за них. Еще один способ проверить провода — осмотреть моторный отсек ночью, когда двигатель работает на холостом ходу. Любое видимое свечение или искрение проводов означает, что ток выходит из изоляции.
Автопроизводители могут указывать или не указывать рекомендуемый интервал замены проводов свечей зажигания, но хороший комплект обычно служит 60 000 миль. Однако это может быть не во всех случаях.
Одной из наиболее распространенных причин выхода из строя дорогостоящего каталитического нейтрализатора является несгоревшее топливо, выходящее через выхлопную трубу. Хотя причин для этого может быть много, чаще всего корень проблемы кроется в изношенных свечах зажигания. Учитывая, что стоимость типичного каталитического нейтрализатора составляет более 1000 долларов, поддержание свечей зажигания в свежем состоянии может сэкономить вам большие деньги в долгосрочной перспективе.
Другие факторы, которые могут повлиять на срок службы свечи зажигания
Наконечник свечи зажигания должен быть относительно чистым. Остатки масла на наконечнике означают внутреннюю утечку масла. Если вы обнаружили масло на свече, а двигатель в остальном работает нормально, найдите источник масла. Если вам придется отложить ремонт, будьте готовы менять засоренные маслом свечи немного чаще.
Как мы уже говорили, если вы ездите на автомобиле в основном на короткие расстояния, где температура двигателя остается низкой, свечи зажигания могут испортиться из-за нагара на наконечнике. Если вы чаще всего ездите именно так, будьте готовы менять свечи зажигания раньше рекомендованных интервалов. Нагар также может образовываться из-за засорения воздушного фильтра или загрязнения топливных форсунок из-за некачественного бензина. Полезная практика заключается в том, чтобы время от времени выезжать на автомобиле на скоростную трассу.
Еще один фактор, который стоит учитывать: более частая замена свечей зажигания — это дешевая страховка от реальной проблемы, которая может развиться, если они долгое время остаются на месте в головке блока цилиндров. Под этим мы подразумеваем, что свечи зажигания могут вступить в химическую реакцию с металлом головки блока цилиндров и закрепиться на своем месте. В этом случае заглушки трудно (если не невозможно) извлечь, не разломав их на части, что потребует дополнительных трудозатрат и/или расходов на их извлечение. Обратите внимание, что алюминиевые головки цилиндров более подвержены этой проблеме, но пострадать может любой двигатель.
Подходящее время для замены свечей зажигания
Несмотря на то, что традиционная диагностика прошла путь телефона с вращающимся циферблатом благодаря продвинутой электронике, все же нелишним будет регулярно проверять и заменять несколько оставшихся элементов обслуживания двигателя. На наших автомобилях 21 века это ограничивается воздушным фильтром, топливным фильтром и свечами зажигания. Один из подходов — составить график, основанный либо на времени, либо на пробеге, и заменять все эти элементы обслуживания в одно и то же время.
Когда речь заходит о свечах зажигания, слоном в комнате становится доступ к свечам зажигания. На некоторых автомобилях, особенно старых, это проще простого: откройте капот, и вот они, свечи зажигания, которые требуют только снятия штепсельного провода, прежде чем вы сможете поддеть их торцевой головкой.
На многих современных автомобилях при открытии капота обнаруживается…. большая пластиковая крышка, не дающая ни малейшего намека на то, где могут находиться штекеры. Если вам повезет, пластиковая крышка сразу отскочит, и доступ к штекерам можно будет получить после снятия блока катушек. В других случаях, чтобы добраться до штекеров, приходится тратить немало времени на снятие дополнительных щитков, крышек, кронштейнов и так далее.
Если в вашем двигателе все еще установлены оригинальные свечи зажигания, и необходимо провести сопутствующие работы, такие как замена блока катушек, топливных форсунок или прокладок клапанной крышки, то это подходящий момент для того, чтобы заняться свечами зажигания, поскольку большая часть работ по разборке уже выполнена.
Если у вас есть хороший доступ к свечам, один из лучших способов их проверки — физический осмотр. Это наша рекомендация, не зависящая от интервала пробега, указанного производителем автомобиля. Если руководство по эксплуатации вашего автомобиля рекомендует замену через 30 000 или 60 000 миль пробега, проверьте состояние свечей зажигания по достижении примерно двух третей этого пробега.
Если рекомендованы более длительные интервалы обслуживания в 100 000 или более миль, мы бы сказали, что нужно проверить состояние свечей на половине пути. Если автомобиль продолжает работать хорошо, проверьте его еще раз через три четверти пробега. При обнаружении засоренных свечей зажигания или других признаков их повреждения немедленно замените их. Учитывая довольно доступную цену новых свечей, их замена может стать дешевой страховкой.