Современные автомобильные технологии принесли в нашу жизнь столько замечательных вещей, которые мы сейчас иногда воспринимаем как должное. Сегодня покупатели имеют богатый выбор трансмиссий: переднеприводные (FWD), полноприводные (AWD) или заднеприводные (RWD), каждая из которых имеет свои преимущества. Среди автомобилей американского производства RWD был едва ли не единственным выбором на протяжении большей части 20-го века. Двигатель спереди, карданный вал, проходящий по длине автомобиля, и задняя ось, передающая мощность только на задние колеса, — так строились американские автомобили вплоть до 1970-х годов; единственными исключениями были автомобили Cord 1930-х годов, а также модели Oldsmobile Toronado и Cadillac Eldorado 1960-х годов.
Европейские автомобили были сконструированы по-другому. Самый популярный из них, VW Beetle, имел двигатель сзади, но все равно передавал мощность только на задние колеса. Хотя Citroen продвигал FWD еще в 1930-х годах, этот французский бренд никогда не был крупным продавцом здесь. Только Honda и Subaru в 1970-х годах стали первыми, кто перешел на полный привод; в конце концов, за ними последовали крупные сегменты остальной отрасли.
<Полный привод (4WD) отличался от AWD тем, что водитель контролировал переключение передачи мощности с двух колес на четыре, которое осуществлялось с помощью ручного управления. Когда в 1990-х годах «спортивные внедорожники» (SUV) стали массово продаваться благодаря Ford Explorer и Jeep Grand Cherokee, AWD, который автоматически распределял мощность на все колеса, был представлен более широкой аудитории. Затем производители транспортных средств начали оснащать этой технологией легковые автомобили.
<Каждый, кто водил или даже ездил в автомобиле с полным приводом, удивлялся улучшению сцепления с дорогой. Благодаря тому, что мощность двигателя передается на все четыре колеса, автомобиль на скользкой поверхности имеет гораздо больше шансов сцепляться с дорогой. Кроме того, повышается уровень безопасности при движении в неидеальных условиях, таких как гололед или снег. Для водителей, которых долгое время приучали к тому, что «снежные шины» являются обязательным требованием для зимы, AWD изменил восприятие автовладельцев. Если сцепление с дорогой настолько улучшилось, то можно ли отказаться от дополнительных расходов на второй комплект шин? Когда я еду по дороге, то случайный взгляд вокруг показывает, что многие автомобили с полным приводом не заботятся о зимней резине.
Авто с полным приводом не нуждаются в дополнительном сцеплении с дорогой, которое обеспечивают зимние шины. Миф или правда?
Наш ответ: это МИФ.
Есть две основные причины, почему мы назвали это мифом. Одна из них касается основных законов физики. Другая касается инженерных усовершенствований резиновых смесей. Во-первых, давайте вернемся в школу и поговорим об этих законах!
Невозможно отрицать, насколько чрезвычайным может быть AWD при движении на скользком белом снегу. Передача мощности на все четыре угла значительно увеличивает вероятность того, что шина «прокусит» снег, а когда автомобиль вообще движется, импульс помогает другим шинам также получить сцепление с дорогой. Это все замечательно, при условии, что единственной целью водителя является движение вперед по прямой линии. Но что происходит, когда наступает время изменить направление или замедлиться? Здесь мы обращаемся к «незыблемым законам физики». Полный привод от двигателя не поможет, если водитель выполняет поворот на 90 градусов или если применены тормоза. Двухтонный внедорожник, катясь по заснеженной поверхности, полностью зависит от трения между шинами и землей, чтобы завершить маневр поворота или остановки. Это не очень хорошо работает, когда снег, лед, песок или даже обычная вода уменьшают трение. При таких условиях AWD не оказывает никакой помощи. Нужно что-то, что улучшит коэффициент трения «там, где резина встречается с дорогой».
Это подводит нас ко второй причине, почему мы назвали это мифом. То, что раньше называли «снежными шинами», теперь правильнее называть «зимними шинами». Вы спросите, в чем разница? Усовершенствование резиновых смесей позволило сделать шины достаточно липкими для лучшего сцепления на влажных поверхностях. Старое название «снежные шины» больше относится к рисунку протектора с «зубами», которые цепляются за все, за что можно ухватиться. Новое название «зимние шины» подчеркивает сочетание глубокого протектора и липкой резины; независимо от того, есть ли AWD или нет, шины, использующие эту смесь, значительно улучшают способность водителя управлять и останавливаться на снегу.
Когда мы объединяем эти два компонента, AWD плюс зимние шины, преимущества сцепления на снегу и льду огромны. Хотя это никогда не будет так хорошо, как на сухом асфальте, но если водитель готов практиковать некоторые лучшие практики за рулем (мягкое нажатие на педали газа и тормоза, отсутствие резких изменений направления движения и меньшая скорость), вероятность успешного передвижения из пункта А в пункт Б резко возрастает.