Любому двигателю внутреннего сгорания для нормального функционирования необходима смазка. И ее недостаток, и переизбыток в системе может привести к серьезным поломкам. Поэтому каждый водитель должен знать, как проверить уровень масла в двигателе своего автомобиля.
К счастью, мудрые инженеры всё продумали и сделали эту процедуру предельно простой. Но тут есть нюансы, о которых не знают даже некоторые опытные автомобилисты.
Как проверяется уровень масла в двигателе
Для начала найдите под капотом масляный щуп. Он есть у большинства машин. Его можно опознать по рукоятке, торчащей рядом с мотором. Обычно она окрашена в яркий цвет.
Стоит отметить, что можно использовать только приспособление, предназначенное для вашей модели. Иначе показания будут ошибочными.
Алгоритм действий:
- Припаркуйте транспортное средство на ровной площадке.
- Прогрейте мотор до рабочей температуры и заглушите.
- Подождите 5–10 минут, чтобы всё стекло в поддон.
- Извлеките щуп и вытрите чистой тряпкой. Она не должна оставлять никаких посторонних частиц.
- Затем нужно вставить инструмент назад до конца и спустя пару секунд снова аккуратно достать.
- Посмотрите, куда на шкале достает смазка.
Какой уровень масла должен быть на щупе
На кончике прибора вы увидите две метки. Верхняя — максимум, нижняя — минимум. Нормой считается всё, что в пределах этой шкалы. Но желательно не опускаться ниже середины. В случае сомнений в результатах повторите замер еще раз.
В некоторых случаях вы увидите две шкалы: для замера прогретого ДВС и холодного. Однако стандартом считается процедура с теплым агрегатом.
Если ниже нормы
При масляном голодании детали в моторе трутся практически на сухую. Езда в таком режиме в разы сокращает ресурс силового агрегата. И в какой-то момент его просто заклинит.
Результатом будет дорогостоящий ремонт или даже полная замена двигателя. Поэтому нужно побыстрее долить смазки. Чтобы не ошибиться с количеством, добавляйте небольшими порциями примерно по 200 мл.
В современных автомобилях также есть датчик. При низком объеме смазки у вас на приборной панели появится оповещение. Но не стоит полагаться только на него. Датчик, как и приборная панель, может сломаться или давать некорректные показатели. Он является вспомогательным средством.
Имейте в виду, что в любом ДВС масло постепенно выгорает. Это нормально. Главное следить, чтобы расход не выходил за рамки, которые установил производитель в сервисной документации. Если же смазочный материал уходит слишком быстро, есть повод съездить в сервис.
Если выше нормы
Начинающему водителю может показаться, что большое количество смазки не может навредить мотору. Но этот тот случай, когда поговорка про масло и кашу не работает. Конечно, если вы перелили буквально 100 мл, ничего плохого не произойдет.
Но если жидкости больше необходимого, в системе будет повышенное давление. Стандартные уплотнители и прокладки не рассчитаны на такие условия. Поэтому рано или поздно произойдет утечка.
Также от этого могут пострадать масляный насос, турбина, каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр. Замена любой из этих деталей больно ударит по вашему кошельку.
Если в силовом агрегате есть лишний смазочный материал, откачайте его с помощью шприца и трубки. Вы также можете просто воспользоваться сливным отверстием в поддоне. Если же вы заметили, что вскоре после слива снова появился избыток, обязательно обратитесь к специалисту.
Также помните, что перед заменой смазочного материала важно очень тщательно сливать отработку.
Рекомендуемая частота проверок
Интервалы между замерами зависят от модели автомобиля. Эту информацию предоставляет производитель. В качестве универсального решения можно проводить осмотр каждую тысячу километров. Но не реже, чем дважды в месяц.
Делайте это, даже если никуда не ездили. Поскольку за время простоя могла произойти утечка.
Причины для внеочередной проверки:
- Перед дальней поездкой;
- Аномально возрос расход топлива;
- Быстро уходит охлаждающая жидкость;
- Под машиной после стоянки пятна;
- Выхлопные газы имеют необычный запах и цвет.
Как проверить уровень масла в коробке передач
Замена масла в трансмиссии производится куда реже, чем в ДВС. Однако ей также нужно уделять внимание. Количество трансмиссионной жидкости напрямую влияет на работоспособность и ресурс данного узла. А вовремя обнаруженный симптом поможет избежать дорогостоящего ремонта. Особенно это касается автоматических коробок.
Для АКПП
Чаще всего автоматические коробки имеют собственный щуп. Отличить его под капотом от приспособления для двигателя поможет другой цвет и расположение.
Замер проходит по такому же алгоритму, как был описан выше. Разница лишь в том, что для прогрева потребуется проехать 5–15 км.
Для МКПП
В случае с механической трансмиссией в поддоне будет контрольное отверстие с пробкой, которая откручивается специальным ключем. В норме масло должно достигать нижней кромки отверстия.
Для необслуживаемой
Стоит сказать, что современные машины всё чаще комплектуются так называемыми необслуживаемыми коробками передач. Подразумевается, что залитой на заводе трансмиссионной жидкости хватит на весь срок службы. Поэтому в них не предусмотрено никаких способов быстрой диагностики.
Потребность в обслуживании появляется уже после окончания гарантии от изготовителя. Эта процедура возможна только на СТО. Поскольку требует полноценной разборки изделия.